Ученые доказали, что питание в
ресторанах быстрого обслуживания может быть не только вредным для
здоровья, но также нарушать психику людей, делая их нетерпеливыми и
стремящимися к мгновенному получению удовлетворения.
Свою работу ученые из Канады
опубликовали в журнале Psychological Science.
Авторы исследования показали, что
нетерпеливость отражается и в повседневном финансовом поведении людей,
предпочитающих получить мгновенную, но небольшую финансовую выгоду,
нежели отложенный, но гораздо более существенный платеж.
"Учитывая роль финансовой нетерпеливости
в современном экономическом кризисе, мы должны учитывать не только
калории при рассмотрении последствий развития индустрии быстрого
питания, так как она оказывает влияние на нашу повседневную психологию и
поведение в гораздо более широких областях деятельности, нежели мы
могли предполагать до сих пор", - сказал Чэнь Бо Чжун, соавтор
публикации из Университета Торонто, слова которого приводит пресс-служба
Ротмановской школы менеджмента при этом учебном заведении.
Авторы исследования показали, что
первоначальная идея быстрого питания: удовлетворение потребности в еде
максимально скоро для того, чтобы не отвлекаться от других повседневных
задач и работы, заставляет людей также приобретать другие продукты,
призванные экономить время (например, шампуни два в одном), и, что
наиболее важно, снижает их желание сохранять и накапливать.
"Мы обнаружили, что даже неосознаваемое
самими людьми воздействие символов индустрии быстрого питания возбуждает
в них чувство спешки и нетерпеливости, вне зависимости от контекста", -
добавил Чжун.
В своей экспериментальной работе группа
ученых провела три типа экспериментов. В первом добровольцам
демонстрировали символ индустрии быстрого питания: золотую букву "М" на
фоне красного поля, являющуюся эмблемой McDonald's, в течение нескольких
миллисекунд, так что люди не успевали понять, что именно они видят. Это
приводило к тому, что в ходе последующего выполнения задания по
прочтению текста эти добровольцы выполняли задачу заметно быстрее
контрольной группы участников эксперимента, несмотря на то, что
необходимости в этом не было никакой.
Во втором эксперименте ученые показали,
что воспоминания о посещении ресторана быстрого питания заставляли
добровольцев выбирать из предложенного учеными набора предметы,
являющиеся повседневными продуктами для экономии времени в процессе
личной гигиены и других подобных дел.
В последнем эксперименте аналогичное
первому наблюдение за логотипами компаний быстрого питания заставляло
добровольцев предпочесть в конце эксперимента небольшое, но мгновенное
вознаграждение за участие, нежели отложенный, но существенно более
крупный платеж.
"Индустрия быстрого питания может даже
влиять на восприятие отдыха, призванного дать человеку расслабление и
релаксацию, сквозь призму нетерпеливости", - подытожил Чжун.
|