Стало уже недоброй украинской традицией устраивать 14 октября кулачные бои на Крещатике. Именно в этот день радикальные националисты с маниакальным упрямством пытаются провести неких «ветеранов УПА» по центральной улице столицы, а киевляне не дают им этого сделать.
Предполагалось, что накануне гипотетических выборов в парламент наши «ультрас» тем более не преминут заняться самопиаром в глазах национально озабоченного электората. Но на этот раз, слава Богу, обошлось без особых столкновений. Правда, некоторые заявления радикалов свидетельствуют о том, что это всего лишь отложенная драка.
Гены УПА
С «ветеранами УПА», честно говоря, не особенно сложилось. На акциях в разных городах Украины фотографы с удовольствием снимали неких старичков в форме а-ля УПА. Но, как правило, когда журналисты интересовались «боевыми подвигами» этих «ветеранов», то оказывалось, что даже по возрасту они не очень подходят под эту категорию. Например, фото такого пожилого человека, участвовавшего в акции у памятника Шевченко в Киеве, обошло многие издания с подписью «ветеран УПА». Но судя по его ответам «5-му каналу», этому «уписту» было 7—10 лет, когда данная организация канула в Лету.
Зато 10—15-летних подростков активно задействовали в акциях в честь УПА. Контингент собравшихся у памятника Кобзарю в значительной степени состоял из школьников приблизительно 6—7 классов. Когда моя знакомая стала спрашивать детей, что привело их на акцию, оказалось, что, как правило, эти школьники были привезены в Киев из Львова. Дети заученно отвечали, что приехали по зову души, а из школ их отпустили под обязательство потом отработать пропущенные уроки.
Может, это кого и умиляет. Но меня поразило, что когда националистов выстроили в колонны для шествия, детей поставили в первые ряды. Организаторов шествия явно не смущал тот факт, что на Крещатике и на Майдане собрались коммунисты и представители других левых сил, готовые противостоять этой акции. Похоже, это в крови у украинских националистов — спекулировать жизнью и здоровьем детей, стариков и женщин. Все-таки гены УПА дают о себе знать... А ведь когда-то какие-нибудь очередные историки-пропагандисты смогут сочинить версию о «героизме» нынешних националистов — с них станется!
Если сейчас штампуются мифы о событиях двух-трехлетней давности, то что уж говорить о более отдаленных периодах. Например, одна из центральных газет Украины недавно написала, что, оказывается, Ющенко после победы Майдана открыл ворота на улице Банковой, «демонстрируя свою открытость и демократию». Не прошло и четырех лет, а журналистка уже забыла, что как раз после прихода Ющенко к власти Банковая была перегорожена забором, чего раньше не догадывались сделать ни Кучма, ни коммунисты, ни даже фашисты. Но, помяните мое слово, пройдет еще несколько лет, и миф об открытых во имя демократии воротах будет подхвачен каким-нибудь подхалимом от истории. Ведь будущим националистам придется заниматься такой же тяжелой работой по отбеливанию Ющенко, какой нынешние занимаются, обеляя УПА.
Пушкин, оказывается, тоже за УПА!
Цинизм и лживость организаторов акций в честь УПА, проводимых по всей Украине, в этот раз зашкаливали. Чего, например, стоит акция в Донецке, где решили помянуть бандеровцев ...у памятника Пушкину. Это за что ж так с великим русским поэтом? Ответ можно найти на портале NGO.donetsk.ua, который стал организатором мероприятия (кстати, сайт содержится на западные гранты, как и многие другие организации, которые проявили себя 14 октября; думаю, это довольно показательный факт).
Судя по анонсу митинга на указанном сайте, именно бандеровцы, оказывается, «проливали кровь, чтобы сейчас граждане спорили, нужен ли Украине второй государственный язык»! Это что, ОУН и УПА отстаивали плюрализм мнений и свободу выбора языка? Вот это действительно историческая сенсация! Если бы знал, что кто-то в Донецке раскопал такие факты, лично пригласил бы этих исследователей на конференцию историков, о которой чуть ниже. Не удивился бы я и заявлению, что резня поляков на Волыни, устроенная националистическими боевиками, была лишь элементом «языкового спора». Но не знал я об этом открытии до 14 октября, а потому данные откровения в этот день услышал только памятник Пушкину в Донецке.
В Киеве образ Пушкина был также использован для агитации за УПА. «Братство» Дмитрия Корчинского выпустило листовку, на которой поэт был изображен с пером в руках, пишущим на стене «Рускіе за УПА». Во время митинга «Братства» рядом с трибуной стояли перекрещенные автомат с балалайкой и портреты Степана Бандеры и Сергея Есенина. С трибуны же вещал колоритный представитель этих самых «рускіх за УПА» — человек, представляющийся российским профессором и «русским радикальным националистом» Петром Хомяковым. Он призывал... наступать, разрушать, дерибанить, рвать на куски, делить на трофеи... Конечно, все это в адрес России. То есть, собственно, делать то, к чему призывали бандеровцы в 40—50-е годы.
Я бывал на разных мероприятиях в России, но нигде не встречал призывов «делить на трофеи» Украину или «добивать» ее. Наверняка, в большой России есть желающие это сделать. Но публичных трибун им, как правило, не предоставляют.
Наследники Бандеры хотят «зачистить» Украину
Неудивительно, что на сайте «Бандеровец» Всеукраинской организации «Тризуб» размещен агитационный плакат, призывающий записываться в «националистические добровольческие формирования», которые должны стать «одной из гарантий будущей победы над Московской империей» (кто там еще говорит, что у нас военизированные формирования запрещены?).
А лидеры «Тризуба» в дни акций раздавали откровенные интервью в западноукраинской прессе. Так, дрогобычская газета «Галицька зоря» (кстати, ее учредителями являются Дрогобычский и Трускавецкий горсоветы) недавно опубликовала интервью с «главным командиром» «Тризуба» Дмитром Ярошем, в котором этот самый «командир» спокойно заявляет: «Главный внешний враг — имперская Россия... Да, рано или поздно мы обречены воевать с Московской империей... Уверен, мы сможем победить сатанинскую Москву, разрушив Империю... Вот ради этого стоит жить, а если надо — то и умереть».
А теперь сравните, что писали украинские коллаборационисты в фашистской прессе, издававшейся отделами пропаганды СС в оккупированных городах Украины:
Москво!..
В обличчя твоє хамське і зухвале
Ми кидаємо виклик нині:
Гниле твоє кубло розторощимо і спалим
За смерть і голод і руїну!!!...
І на холмах твоїх пустельних, зимних Уткнем свої прапори переможні;
Вберем твій Кремль в пожарищ дими
А лоб твій втопчем в пил дорожний!!!
(«Маріюпільська газета», 4.07.1942 г.)
Комментарии, как говорится, излишни. Не случайно московский историк Александр Дюков, выступивший в Киеве, довольно четко обозначил цель нынешней реабилитации УПА: «Цель — прибалтизировать Украину, сделать из Украины еще один, южный, форпост против России... На эти цели уходит много средств, работает мощный пропагандистский аппарат».
Подчеркиваю: своими врагами Ярош и его духовные отцы-наставники считают не только Москву, но и массы украинцев. Вот что он говорит по этому поводу: «Теперь мы имеем четкое и недвусмысленное представление о тех, кого в первую очередь необходимо нейтрализовать, в частности в случае начала боевых действий России против Украины. А это прежде всего руководство бандформирований «Партия регионов» и верхушку так называемого «Блока Литвина»; а к тому же, понятно, всякий красный мусор — КПУ, СПУ, ПСПУ и так далее. Именно полная нейтрализация их и тотальная зачистка украинскими силовыми структурами и сознательными гражданами является залогом будущей победы в возможной войне между Россией и Украиной».
Кстати, Ярош также утверждает: «Россия фактически начала войну с Украиной». То есть можно сделать вывод, что трезубый «командир» уже сейчас призывает к «тотальной зачистке».
Как видите, не только с Россией собираются бороться наши национал-радикалы, провозглашающие себя наследниками Степана Бандеры и Романа Шухевича. Им был бы повод «зачистить» Украину от своих идеологических оппонентов — так, как это было сделано с москвофилами в концлагерях Талергоф и Терезин. Только уже гораздо масштабнее — в большом Украинском государстве.
История вновь под цензурой
Собственно, «зачистка оппонентов» ведется в стране уже не один год. Примером тому — трудности, с которыми столкнулись сотрудники Украинского филиала Института стран СНГ, организовавшего в эти дни в Киеве научные чтения исследователей деятельности УПА и иных формирований коллаборационистов. В противовес тотальным фальсификациям организаторы встречи решили собрать историков, которые могли бы представить публике результататы научных исследований этой темы. Кстати, в отличие от наших оппонентов, не привыкших к научным дискуссиям, мы пригласили на данное мероприятие и представителей официозной точки зрения — в частности, Владимира Вьятровича, который ведает пропагандой деятельности УПА в СБУ. Но он, конечно же, не посчитал нужным прибыть на мероприятие, где звучала бы альтернатива его точке зрения.
Самым ярким примером государственного вмешательства в историческую науку стал тот факт, что многие историки, занимающиеся или занимавшиеся темой УПА, открыто говорили, что они боятся! Они боятся выступать публично с материалами своих исследований, так как не хотят терять работу в государственных вузах. Многие из них честно признавались, что, не желая становиться обслугой идеологической машины, были вынуждены отказаться от темы УПА или голода 1932—1933 гг., переключившись на иные, менее заидеологизированные темы. Многие жаловались на жесткую цензуру, которую ввело государство на их исследования, на невозможность их свободной публикации в украинских научных изданиях.
Мы общались и с исследователями деятельности УПА, которые занимаются этим с энтузиазмом, распространяя в интернете найденные ими документы и материалы. Некоторые из них признавались, что вынуждены публиковаться исключительно под псевдонимами и не могут «светиться», так как работают на госслужбе.
Можно ли после этого говорить о свободной дискуссии? Можно ли не замечать тотальной государственной цензуры, введенной в нашей стране?
Участники научных чтений в Киеве с помощью видеомоста общались с московскими коллегами, которые по ряду причин не могут въехать в «свободную» Украину, так как объявлены тут персонами нон грата за свои мысли и высказывания. Руководитель украинского отделения РИА «Новости» Захар Виноградов рассказал, что накануне, когда он обзванивал украинские телеканалы с предложением осветить данное мероприятие, ему честно (хоть и шепотом) признавались: «Нам дано жесткое указание не показывать это».
Легко догадаться, кто раздавал указания центральным каналам — да так, чтобы они молча брали под козырек! Что же случилось с нашими журналистами и владельцами телеканалов за последние четыре года! Что заставляет их принимать эту цензуру?!
Именно этот вопрос в первую очередь беспокоил украинских и российских историков, которые участвовали в дискуссиях по теме деятельности ОУН-УПА. Участники научных чтений выступили с открытым обращением, в котором выразили обеспокоенность грубейшим вмешательством государства в научные дискуссии, давлением на ученых, подменой науки тотальной пропагандой и возвращением цензуры.
«Этот кошмар закончится, когда у нас появится новый Президент Украины»
Я могу долго цитировать доклады историков, которые на данных научных чтениях обнародовали немало любопытных материалов, впервые озвучили некоторые уникальные документы о преступной деятельности бандеровцев. Например, Александр Дюков, чьи книги были презентованы в ходе этого мероприятия, привел примеры этнических чисток, к которым прибегали боевики ОУН и УПА. А донецкий историк Сергей Барышников рассказал о терактах, которые украинские националисты планировали против лидеров стран-союзников во время Второй мировой войны (это к вопросу о том, против кого воевали деятели ОУН).
Каждый этот доклад может стать отдельной статьей в газете «2000». Но историки не были бы историками, если бы не перекинули мостик в наши дни. Например, публицист Мирослава Бердник выступила с интереснейшим докладом «Украинские коллаборационисты: от абвера и гестапо до ЦРУ», в котором привела данные о работе бывших пособников фашистов на американские спецслужбы после войны, упомянув в этом контексте фамилии известных ныне в Украине политиков и общественных деятелей — Катрин-Клер Чумаченко-Ющенко, Романа Зварича и др.
А доктор исторических наук Дмитрий Табачник в своем выступлении назвал попытки реабилитации ОУН-УПА «фрагментом общей государственной политики фашизации Украины»: «Страну пытаются превратить в одноцветный оранжево-коричневый заповедник с накачанной националистическими мифами толпой вместо гражданского общества». Ученый выразил озабоченность тем, что у оппозиционных партий и политиков нет целостного понимания сущности фашизма, из чего вытекает отсутствие стройной идеологии, которая противостояла бы этой государственной политике.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин в ходе видеомоста указал на опасность политики, которую ведет украинская власть, желая реабилитировать коллаборационистов: «Все попытки представить агнцами действия батальона «Нахтигаль» не находят и не найдут сочувствия на юге и востоке Украины... Это — попытки заронить в политическую среду Украины споры гражданской войны, которая бушевала на этой территории несколько десятилетий назад. И будет достаточно искры для того, чтобы разгорелась эта гражданская война. Это же абсолютно бескомпромиссная ситуация! И она пугает тем, что выхода из политического тупика в этом случае просто нет». Затулин напомнил, что в России не стоит вопрос о реабилитации Власова, хотя тот говорил не только о помощи Великой Германии, но и о борьбе со сталинским тоталитарным режимом. Но если бы последний факт был кем-то использован для попыток реабилитировать Власова, это «вызвало бы грандиозный политический катаклизм в Российской Федерации».
Известный украинский историк академик Петр Толочко также указал на опасность деятельности официального Киева в этом направлении: «Мне печально, что нынешнее руководство Украины не осознает своей ответственности перед всей Украиной и продолжает кампанию реабилитации коллаборационистов... Это — трагическая ошибка, которая ведет к расколу Украины. Надеюсь, этот кошмар закончится, когда у нас появится новый Президент Украины».
В докладе Национального института стратегических исследований, который лег в основу ежегодного послания Виктора Ющенко Верховной Раде за этот год (более подробно см. «Модерные нарративы», «2000», 22.02.2008 г.), открыто сожалеют, что до сих пор более 50% граждан Украины гордятся «Победой в Великой Отечественной войне» (в кавычки этот термин взят президентскими аналитиками), и лишь 6% населения поводом для национальной гордости считают «историю создания и борьбы УПА».
Как видите, в своих внутренних докладах команда Ющенко довольно честно противопоставляет Великую Победу и деятельность УПА, вынося на публику лживые слова о якобы «национальном примирении» и «уравнивании в правах ветеранов УПА и Великой Отечественной войны». И абсолютно откровенно признают, что лишь для 6% жителей нашей страны деятельность «упистов» является действительно праздником.
Отсюда — закономерный вопрос: зачем этот «шестипроцентный праздник» навязывать всей стране? Ведь именно это провоцирует граждан Украины на противостояние, на уличные столкновения.
Тот факт, что на этот раз «праздник» обошелся без драки и кровопролития, конечно, не может не радовать. Но, судя по всему, наши радикалы просто не смогли набрать достаточных сил для масштабных провокаций в будний день и перенесли основные события на выходные. В одном из заявлений украинских националистов было сказано, что они собираются 18 октября снести памятник Ленину в центре Киева.
Как вы понимаете, данная попытка, если она все-таки будет предпринята, наверняка встретит сопротивление киевлян, для которых этот монумент действительно является памятником эпохе. И тогда может повториться сценарий 14 октября, который мы наблюдали последние четыре года. Главное, чтобы у нас потом вновь не забыли, кто является «агрессором».
Кстати, для национал-озабоченной публики хотел бы сообщить одну новость. Недавно социологическая компания R&B по заказу Института стран СНГ провела любопытное исследование. Граждан Украины спросили, как они относятся к идее сохранения памятников советской эпохи. 68% жителей нашей страны считают, что эти памятники надо оставить, и лишь 10% к этой идее относятся отрицательно. Причем хотел бы обратить особое внимание Тягныбока и компании на то, что — в отличие от бытующей версии — даже на западе Украины сторонники сноса советских памятников находятся в меньшинстве. Их там всего 27%, а противников этой идеи — 38%!
Вот и делайте выводы, кого представляют сейчас радикальные националисты и Ющенко, чьи взгляды радикализуются буквально на глазах, а также — против кого они воюют.