Депутаты Европарламента призвали ограничить производство и использование биотоплива первого поколения, так как это ведет к значительным энергетическим затратам, а также создает угрозу продовольственной безопасности во всем мире. Евродепутаты предложили форсировать усилия по разработке эффективных электродвигателей и моторов для автомобилей, работающих на водороде. Однако, как говорят эксперты, реального снижения цен на продукты питания за сокращением производства биотоплива не последует.
Сейчас в продовольственном кризисе и росте цен на продукты питания обвиняют повальное увлечение производством биотоплива. «Сильное влияние на рост цен оказывает увеличение потребления сельхозсырья. Так, если в прошлом году на производство биоэтанола пришлось 40% от общего прироста потребления зерна в мире, то в этом году – уже более 50%», – сказал исполнительный директор «Совэкона» Андрей Сизов-младший.
Между тем зависимость совсем непрямая, и не факт, что отказ от производства повлечет «сброс» цен. «Цены на всех товарных рынках, в том числе и сельхозсырья, активно снижаются. Снижение цен последует вне зависимости от решения Европарламента», – отметил г-н Сизов.
«Цены на продовольствие сейчас резко падают вместе с ценами на нефть. Причем производство биотоплива в США и Европе отнюдь не уменьшилось, а увеличилось. Вина производства биотоплива в росте цен – это большой миф, искусственно поддерживаемый нефтяной отраслью. На стоимость продовольствия влияют уровень цен на нефть, увеличивающееся потребление со стороны Индии и Китая. А биотопливо – это третий, четвертый фактор, но никак не первый», – отметил вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев.
Как считает г-н Сизов, задуматься о принятии решения о сокращении производства Европарламент заставила нарастающая критика биотопливных программ. «Зеленые» заявляли, что нет никакой выгоды для экологии в мировом масштабе от использования биотоплива», – добавил специалист. Кроме того, экономисты считают, что производство биотоплива является одним из факторов роста инфляции.
Производство биотоплива провоцирует в некоторой степени рост цен на нефть. Для выращивания «биотопливных» сельскохозяйственных культур требуется все больше традиционного топлива. А расширение объемов производства спровоцирует рост спроса на энергоресурсы, за чем последует неуклонное удорожание бензина, который и без того сейчас недешевый.
«Рассматривать биодизель и биоэтанол в качестве глобальной замены нефти – это не очень правильно. Например, с точки зрения снижения зависимости Европы от импорта нефти биотопливо из пищевого сырья (биоэтанол и биодизель) не сможет решить вопрос», – сказал г-н Аблаев.
Но, по его словам, апробация биотоплива первого поколения (из продовольственного сельхозсырья) на рынке – это необходимый этап, предваряющий переход к внедрению биотоплива второго поколения, производство которого основано на использовании любой биомассы, даже опилок. «Никакой предприниматель не будет инвестировать в биотопливо второго поколения, не понимая, куда его продать. В США и Европе сейчас четко понимают, сколько можно продать биотоплива, если удастся его произвести», – отметил г-н Аблаев.
Однако если по стоимости биотопливо первого поколения находится на уровне бензина, то производство биотоплива второго поколения – это более капиталоемкий процесс, и надо еще постараться, чтобы довести его стоимость до уровня рентабельности, а на это могут уйти годы.
ЕКАТЕРИНА ПОСПЕЛОВА
|