Впечатления от событий, о которых вы прочитали в книге или увидели в кино, воздействуют на те же участки головного мозга, что и реальные события повседневной жизни человека. К такому выводу пришли специалисты из медицинского центра при университете голландского города Гронинген. В начале исследования, которым занялись Мбемба Джабби, Йоханнек Бастиансен и Кристиан Кейсерс, ученые задались целью доказать, что сила эмоционального воздействия, которое провоцирует чтение текста, эквивалентна силе эмоционального воздействия от созерцания образа.
Однако после изучения функций головного мозга у нескольких людей различного пола и возраста, которые наблюдали образ, читали текст или просто чем-нибудь занимались, выяснилось, что зона реакции на все три вида воздействия оказалась в одном и том же месте — в т. н. зоне lobus insularis (лат.). «Хотя мы добились поставленной цели и доказали то, что хотели, нас удивило мощное возбуждение, охватывающее мозг после получения указанных импульсов», — рассказал Кейсерс, руководитель нейровизуального центра в Гронингене.
Во время исследования одной группе участников эксперимента дали попробовать продукт с неприятным вкусом, другая группа посмотрела трехсекундный фильм с пьющим из чашки актером, лицо которого выражало отвращение, и третья прочитала текст о пьяном блюющем человеке. После анализа показателей магнитного резонанса в мозге испытуемых ученые зафиксировали реакцию в одних и тех же участках lobus insularis.
«Прежде всего это немаловажно для книжных издательств и печатных СМИ, ведь теперь ясно, что канал получения информации один и тот же», — уверен господин Кейсерс, который считает, что нынешнее общество чрезмерно увлекается визуальными средствами передачи информации. Ученый также подчеркивает, что эта работа напрочь опровергает утверждение, будто один образ стоит больше тысячи слов. (adn.es)
Кроме того, несмотря на то, что во время эксперимента участников вынуждали чувствовать отвращение, тот же самый эффект будет и от других ощущений. «Мы знаем, что веселое настроение имеет очень похожие механизмы активации», — заявляет руководитель проекта.
|